Альтернативная котельная: на комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» обсудили модернизацию систем теплоснабжения

07.03.2025

Альтернативная котельная: на комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» обсудили модернизацию систем теплоснабжения

 

Бесперебойное обеспечение теплом и горячей водой жилых домов, особенно в северных регионах, требует своевременного обновления инженерной инфраструктуры. С 2017 года государством разработан механизм привлечения частных инвестиций в отрасль теплоснабжения, который заключается в создании ценовых зон теплоснабжения в муниципальных образованиях с определением предельных цен на тепловую энергию по модели «альтернативной котельной»: муниципалитеты добровольно подключаются к программе и переходят в особые ценовые зоны теплоснабжения, а обязательства по модернизации инфраструктуры передают профессиональному оператору – единой теплоснабжающей организации. 

На заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», состоявшемся 26 февраля, главы регионов и теплоснабжающие организации рассказали о своем опыте создания ценовых зон теплоснабжения. 

 

По единой цене

 

Для уменьшения числа аварий и потерь в системах централизованного теплоснабжения требуется ускорить темпы обновления инфраструктуры в три-четыре раза. Об этом на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» заявил председатель комиссии, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. По его словам, около 80% аварий происходит именно на тепловых сетях.

Он привел данные Росстата, согласно которым в России действуют 74,4 тыс. источников теплоснабжения, а протяженность тепловых сетей превышает 167,67 тыс. км. 

«Общий износ тепловых сетей составляет более 60%, при этом более 30%, это свыше 51,4 тыс. км тепловых сетей, сегодня уже нуждаются в замене», - отметил Айсен Николаев. 

По его оценке, тепловые потери в связи с высоким износом сетей составляют в среднем 12,1 %, а по отдельным сетям могут достигать 20-30%, и это свидетельствует о том, что отрасль ЖКХ «недоинвестирована». 

«Отрасль теплоснабжения тарифорегулируемая, бесконечно поднимать тариф нельзя, мы это все прекрасно понимаем. При этом только за счет бюджета провести модернизацию основных фондов в отрасли абсолютно невозможно», - добавил председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика».

Чтобы обеспечить приток денег в отрасль и повысить ответственность энергокомпаний за качество предоставляемых услуг, в 2017 году был законодательно введен механизм «альтернативной котельной». Он подразумевает, установление предельного уровня цены на тепловую энергию, в рамках которого устанавливается конечная цена для потребителя. Если затраты энергокомпании выше, она будет вынуждена либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка. При этом сэкономленные от повышения эффективности средства теплоснабжающие компании могут также направить на инвестиции.

 

Потенциал роста

 

Принцип «альтернативной котельной» заключается в том, что функции по развитию теплоснабжения переходят к профессиональному оператору – единой теплоснабжающей организации (ЕТО). К ней применяют особый экономический формат под названием «ценовая зона теплоснабжения» (ЦЗТ). Он предполагает деятельность инвестора в лице единой теплоснабжающей организации в рамках предельной цены «альтернативной котельной» на тепловую энергию, выше которой цены для потребителей не могут устанавливаться. 

Государство заключает с ЕТО соглашение, которое является взаимной гарантией. Для муниципального образования это значит, что все мероприятия, заявленные в схеме теплоснабжения, будут выполнены. А инвестор в лице ЕТО уверен, что капитальные вложения вернутся. 

Заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак в своем выступлении отметил, что на сегодняшний день к ценовым зонам теплоснабжения присоединились 46 муниципальных образований из 21 субъекта РФ с общей численностью населения более 15 млн человек – свыше 10 % от всего населения страны. Интерес к целевой модели рынка тепловой энергии проявляет еще 36 муниципальных образований в 22 субъектах РФ. «Это тот потенциал роста единых зон теплоснабжения, который мы видим на ближайшие два года», - добавил замминистра.

Ожидаемый объем плановых инвестиций в развитие систем теплоснабжения составляет более 414,6 млрд рублей. Это в 2,5 раза превышает объем инвестиций при классическом тарифном регулировании. При том что фактический объем инвестиций в ЦЗТ за 2019-2024 годы уже составил более 108,9 млрд рублей. «Этот механизм дает инвестору гарантии возврата вложенных средств